ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

  • О.В. Черкашина Калининградский филиал Российского университета кооперации
Ключевые слова: качество обучения; оценка результатов; образовательный мониторинг; педагогический мониторинг; тестирование; портфолио; балльно-рейтинговая система.

Аннотация

Целью статьи является анализ существующих подходов к оценке качества знаний в вузе, выявление их достоинств и недостатков. Автор отмечает актуальность получения объективной информации о состоянии качества образовательного процесса и поиска средств, обеспечивающих эффективное управление его качеством. Обращается внимание на то, что таким средством может стать мониторинг, так как он предоставляет широкие возможности для управления качеством образования, причем именно педагогический мониторинг, включающий дидактический и воспитательный элементы. В статье представлены различные трактовки понятия «образовательный мониторинг». Выделены основные методы педагогического мониторинга, достоинства и недостатки тестирования, портфолио и рейтинговой системы учета учебных достижений учащихся как методов педагогического мониторинга. Проведенный анализ может способствовать оптимальному выбору методов оценки качества образовательного процесса.

Биография автора

О.В. Черкашина, Калининградский филиал Российского университета кооперации

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления

Литература

Bartosh D.K., Gerashchenko T.B. Rol` monitoringa v sisteme vysshego professional`nogo pedagogicheskogo obrazovaniya [The role of monitoring in the system of higher professional pedagogical education] // Vestnik Universiteta. 2012. № 9. S. 238–246.

Borovkova T.I., Morev I.A. Monitoring razvitiya sistemy obrazovaniya. Ch. 1. Teoreticheskie aspekty [Monitoring of the development of the education system. Part 1. Theoretical aspects]: ucheb. posobie. Vladivostok: Izd-vo Dalnevostochnogo universiteta, 2004. 150 s.

Budaev V.D. O trudnostyakh perekhoda na ball`no-rejtingovuyu sistemu otsenki znanij studentov [On the difficulties of switching to a point-rating system for assessing students' knowledge] // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2010. № 10. S. 51–54.

Kopytova N.E. Monitoring v sisteme obrazovaniya: osnovnye ponyatiya, problemy, vozmozhnosti [Monitoring in the education system: basic concepts, problems, opportunities] // Psikhologopedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2003. № 3 (1). S. 91–97.

Pinskaya M.A. Mesto portfolio v sovremennom obrazovanii [The place of the portfolio in modern education] // Otsenka kachestva obrazovaniya. 2008. № 2. S. 56–62.

Popov A.V. Testirovanie kak metod kontrolya kachestva znanij studentov [Testing as a method of quality control of students' knowledge] // Trudy Sankt-Peterburgskogo gos. un-ta kul`tury i iskusstv. 2013. T. 200. S. 283–286.

Sazonov B.A. Ball`no-rejtingovye sistemy otsenivaniya znanij i obespechenie kachestva uchebnogo protsessa [Point-rating systems for assessing knowledge and ensuring the quality of the educational process] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 6. S. 28–40.

Chandra M.Yu. Sistemnyj monitoring v upravlenii kachestvom obrazovatel`nogo protsessa v vuze [System monitoring in the quality management of the educational process at the university] // Izvestiya Volgogradskogo gos. ped. un-ta. Seriya «Pedagogicheskie nauki». 2008. № 6 (30). S. 38–46.

Опубликован
2021-10-10
Выпуск
Раздел
Статьи